Публицистика08.06.17 10:04 ПРОДАЕМСЯ ЗА ДОРОГО, ПОКУПАЮТ – ЗА ДЕШЕВО!
ЯПОНИЯ Не секрет, что прогрессивный менеджмент берет свои истоки в Японии. Все мировые бизнес-процессы ориентируются на разработки японцев в плане взаимоотношений индивида и корпорации. В последние годы передовые известные фирмы Японии стараются кардинально изменить график работы своих сотрудников: избавляются от ненужных совещаний, от бюрократической волокиты, упрощают процедуру отчетности, смягчают требования к дресс-коду, организовывают обучение сотрудников с целью укрепления их лидерского духа. По мнению педантичных и воспитанных японцев, современная реальность диктует свои правила. Поэтому необходимо проводить все меньше традиционных совместных застолий в нерабочие часы, сокращать число переработок. Таким образом, наемных работников поощряют проводить больше времени с семьями. При этом, именно в Японии один из самых строгих офисных режимов – многие сотрудники перерабатывают до 80 часов в месяц. В Японии даже введен специальный термин для обозначения внезапной смерти по профессиональным причинам – «кароси». Чаще всего люди умирают из-за инсульта или инфаркта на фоне стресса и переутомления. В стране ведется статистика таких случаев. Считается, что перерабатывание влияет не только на здоровье сотрудников, но и на уровень рождаемости и на рост ВВП.
США Командный американский дух, который пытаются перенять отечественные компании, позаимствован у японцев. Основа успеха японцев – дух коллективизма и умение работать в команде. Американские менеджеры взяли на вооружение концепцию командного духа, который теперь считается основой успеха компании и всячески стимулируется. Последнее веяние в США – перенос рабочих мест начальства в общие залы. Если раньше руководители отделов получали отдельные кабинеты представительского уровня, то теперь для объединения с подчиненными начальники все чаще работают вместе с ними в общем зале. Многим известен американский стиль «Манхэттен» – когда сотрудники проводят офисную часть своей жизни в строгом интерьере из стекла и металла без излишнего декора. Предполагается, что строгость интерьера должна помочь сосредоточиться и объединить персонал, настроить каждого из участников команды на активную работу. Конкретная роль руководителя в разных странах подчинена разным целям. В США это, прежде всего, координация работы всех уровней, при этом от исполнителя не требуется слепое подчинение. Офисный этикет в США достаточно строг: нельзя делать открытые комплименты, нельзя обсуждать зарплаты и премии, нельзя одеваться слишком фривольно, джинсы разрешены только по пятницам, нельзя ругаться, комментировать личную жизнь сотрудников, обсуждать политику, религию и т.п. Средний американский отпуск – всего 10–15 дней в год, при этом около 20% американцев не используют и его. Отпуск длиной в месяц обычно предоставляется тем, кто проработал в своей компании более 15 лет. Оценку качества работы персонала американцы проводят 1–2 раза в год и по итогам либо назначают премию, либо указывают сотруднику на недостатки в работе, которые следует исправить, чтобы избежать увольнения. Интересно, что в некоторых американских компаниях разрешают приводить на работу собак. Посещение офиса разрешено только неагрессивным животным, приученным к порядку. В случае систематических нарушений собаке запрещается вход на работу. Предполагается, что близость домашних любимцев сделает работу их хозяев более комфортной.
РОССИЯ Что касается России, несмотря на то, что качество современного академического образования выпускников достаточно высокое, редко кто из выпускников владеет коммуникативными навыками. Такие умения в нашей стране, к сожалению, активно никогда не развивали. И вдруг в одно мгновение такие умения стали необходимыми. И бизнесу приходится срочно доучивать молодых специалистов. По статистике, до 30% выпускников вузов, а в некоторых профессиях - до 80% не работают по полученной специальности. Одновременно с этим выпускники школ и высших учебных заведений не обладают базовыми навыками, необходимыми для практической деятельности, в том числе для работы в трудовом коллективе, соблюдения трудовой дисциплины. У молодых по объективным и субъективным причинам практически отсутствует стремление к созданию собственного бизнеса. Багаж необходимых знаний для организации небольшого предприятия «с нуля» весьма скуден и не соответствует жестким и стремительным условиям организации своего дела, ведению бухгалтерии и делопроизводства. В среде выпускников не сформировано здоровое отношение к занятию частным делом. Соответствующая пропаганда принципов делового успеха, которая бы способствовала развитию предпринимательства, только появляется. Самое важное в работе персонала любой фирмы – эффективность. Казалось бы, это простая и очевидная истина. Однако иностранцы, работающие в России, часто отмечают, что для русских работа – это место, куда ходят, а не дело, которое делают. Но современность не только диктует свои правила, но и строго экзаменирует. И ставит свои оценки…
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Подготовил Иван Балашов |